Сегодня перед школами, кадетскими корпусами, профессиональными колледжами стоят задачи не только образовательного характера, но и воспитательного. А для этого как нельзя лучше подходит казачий компонент.
Когда ты работаешь в школе более чем с вековой историей – то относишься к этому с особым трепетом, ибо понимаешь и чувствуешь, что эти стены помнят еще как мимо школы, по улицам Графской (ныне Советская) и Бурсаковской (ныне Красноармейская) проносились конные экипажи, а смешливые гимназистки, зажав в руках учебники и тетрадки, спешили на свои занятия в 3-ю женскую гимназию, которая располагалась в здании нынешней школы № 8, которой присвоен региональный статус «казачья образовательная организация».
Женская гимназия была построена в войсковом казачьем граде Екатеринодаре. И, отдавая дань трехвековой истории кубанского казачества, в 2005 году восьмая школа под руководством ее директора Лидии Ивановны Цимбал, взяла курс на получение статус «казачья образовательная организация». «Казачьей» школа стала в 2017-м году.
Сегодня перед школами, кадетскими корпусами, профессиональными колледжами стоят задачи не только образовательного характера, но и воспитательного. А для этого как нельзя лучше подходит казачий компонент.
Однако, заставить ребенка с увлечением изучать историю и традиции нашей большой и малой родины силой невозможно. Особенно учеников младших классов. С одной стороны, у них есть тяга к чему-то новому и интересному, с другой, - малышей, с их радужным и беззаботным видением жизни можно только заинтересовать, увлечь.
Ярким примером эффективного педагогического опыта и материнского отношения к детям является деятельность Людмилы Ивановны Колмычек, классного руководителя 2 «Б» класса краснодарской средней школы № 8 имени Героя Советского Союза, партизана Геннадия Игнатова. Сама потомственная казачка, она не понаслышке знает, как правильно воспитывать ребенка в казачьих традициях.
- Когда я приняла своих малышей в первый класс, у меня уже был расписан план работы по казачьему образованию, - делится Людмила Ивановна. - Во главу угла ставили познавательные запросы детворы, чтобы им было интересно. Тогда и дисциплину, и знание традиций, и патриотическое воспитание будет привить детворе не сложно. И в этом мелочей быть не может.
Научить детей равняться на лучших, стремиться быть примером в учебе, спорте и общественной жизни, становиться лидером, ориентиром, звездочкой – это и есть задача талантливого педагога.
- В казачий класс наши дети приходят в единой казачьей форме, – говорит классный руководитель 2 «Б», - это сразу дисциплинирует. И первое, с чего мы начинаем, – учим клятву казачат. Ежегодно, в конце сентября казачат-первоклашек принимают в казаки. Времени на подготовку к этому торжеству немного, и здесь на помощь нам приходят наши замечательные казаки-наставники. Особо хотелось бы отметить работу казака-наставника В. В. Астафьева. Мы обязательно рассказываем детям, кто такие казаки, как они прибыли на Кубань, разъясняем и слова клятвы, к чему они обязывают. Помогают в работе с малышами казачата старших классов - это мои шестиклассники, мои ученики 9-го класса.
Но прием в казачата – это только начало большой и интересной работы по освоению казачьего компонента и приобщению к культуре и быту казаков, почитанию традиций и обычаев.
Благодаря грамотно составленному учебному процессу Людмила Ивановна как классный руководитель - организовала качественную историко-патриотическую работу в классе. Школьники изучают основы православной культуры, историю кубанского казачества, его традиции, фольклор, декоративно-прикладное искусство, строевую подготовку. Все это позволяет формировать в детях богатый духовный мир.
Именно поэтому 2 «Б» тесно сотрудничает с войсковым священником Кубанского казачьего войска, протоиреем, настоятелем войскового храма
Александра Невского Иоанном Гармашом. Батюшка в доступной форме рассказывает детворе о значении веры в жизни каждого человека, даже такого маленького, как они, разъясняет смысл Божьих заповедей, главных христианских праздников. Такие занятия позволяют ребятам приобщиться к православной культуре, помогают воспитывать детей на основе исторических и культурных ценностей казачьего народа, который является защитником православной веры.
Ученики 2 «Б» посещают тематические выставки и мероприятия, посвященные истории Кубани. Особый интерес у ребят вызывают исторические экскурсии, которые проходят в Краснодарском краевом художественном музее имени Ф.А. Коваленко и Краснодарском государственном историко-археологическом музее-заповеднике им. Е. Д. Фелицына.
Ученики Людмилы Ивановны любят бывать и в музее–заповеднике им. Е. Д. Фелицына, где казачата в первую очередь ознакомились с экспозицией «Регалии Кубанского казачьего войска», внимательно рассмотрели коллекцию регалий и реликвий Кубанского казачьего войска, смогли прикоснуться к ним душой, услышав рассказ экскурсовода о боевых подвигах черноморских и кубанских казаков.
Коллекция кубанских войсковых регалий состоит из уникальных исторических предметов: Высочайших грамот, знамен, атаманских булав и перначей, императорских мундиров, серебряных Георгиевских труб, печатей. Регалии российского казачества являются наградами за военную службу и подвиги во имя Отечества. Данная коллекция формировалась в течение XVIII – начала XX веков. Почти столетие они находились вдали от Родины в вынужденной эмиграции. И лишь в 2011 году последние регалии были возвращены на родную Кубань.
Подобные уроки по истории казачества формируют у ребенка гордость за своих земляков, уважение к их прошлым заслугам, понимание исторической значимости Кубани.
Важную роль в воспитании у учащихся казачьих классов чувства родной истории и уважения к традициям играют уроки технологии. Дети лепят, рисуют, мастерят элементы домашней утвари кубанских казаков, что позволяет воссоздавать элементы казачьей формы и быта.
Большое значение в учебном процессе Людмила Ивановна Колмычек отводит взаимодействию с казачьими наставниками. Именно они помогают и педагогу и ученикам глубже изучать прошлую и современную историю кубанского казачества.
- К таким урокам и наставник, и педагог должны готовиться вместе, - считает Людмила Ивановна. - Если наставник может предложить тему занятий, то педагог, как никто другой, может направить урок в нужное русло. Ведь не каждый взрослый, даже любящий детей и желающий с ними заниматься, может общаться на их уровне. Что это значит? Педагог, особенно в младших классах, является не только учителем, но и психологом, воспитателем и в чем-то даже родителем. Не случайно классного руководителя малышей всегда называли второй мамой. Это оттого, что учебный процесс в младших классах не заканчивается со звонком с последнего урока.
Внеурочные занятия, по словам Людмилы Ивановны, играют в жизни ребенка огромное значение.
- Здесь мы и строевую подготовку казачат оттачиваем, и песни кубанские разучиваем, и танцуем с удовольствием. Большое удовлетворение ребята получили в прошлом учебном году во время проведения казачьего квеста, где ребята перебегали со станции на станцию, выполняя задания. Они и лото из казачьих заповедей собирали, и кроссворды из казачьих пословиц и поговорок складывали, и житие императрицы Екатерины описывали, и вспоминали «Отче наш»; а на другой станции искали различия в военной и казачьей форме, с удовольствием играли в казачьи игры. Квест получился увлекательным.
Еще ребятам запомнился парад казачьих классов, который прошел в парке «Городской сад».
- С какой гордостью шли первоклассники, демонстрируя свое умение идти в парадном расчете! Здесь была вся школа, все казачьи классы. Это был замечательный день, - вспоминает Людмила Ивановна. - Мы гордились своим умением и тем мастерством строевой подготовки, которое приобрели за год. Мои дети учатся в казачьем классе, моя задача как учителя - через изучение культуры и истории сделать их внеклассную жизнь богатой знаниями и интересными делами.